Фотопрогулки с дилетантом (deletant) wrote,
Фотопрогулки с дилетантом
deletant

Categories:

Боевая группа «Крепость»


Памятник польско-немецкой фортификации XX века.




1. Местность в середине Беларуси богата фортификационными сооружениями различных эпох и народов. Это связано с тем, что в результате советско-польской войны по Рижскому договору 1921 года здесь прошла граница между СССР и независимой Польшей. Первый дот мне попался прямо в городе, когда я шёл к недостроенному мясокомбинату.


2. Это совсем маленькое сооружение у какой-то второстепенной железнодорожной ветки.


3. В доте три щели для наблюдения. Видимо, это был НП.


4. Внутри очень мало места, едва смогли бы развернуться два человека. Скорее всего, дот польский, постройки 1930-х годов.


5. Чтобы осмотреть более масштабные фортификации, я отправился за город, в деревню Арабовщина, благо автобусное сообщение с ней регулярное. В центре деревни находится необычный памятник, представляющий собой хвост истребителя, направленного к земле.


6. Этот памятник посвящён Владимиру Карвату, разбившемуся в окрестностях деревни в 1996 году.


7. Есть памятник Карвату и в Бресте, где он родился, а позже ходил в 8-ю школу, где тогда преподавала моя бабушка. От неё я знаю, что учился Карват неважно, но это не помешало ему Армавирское училище, стать лётчиком первого класса и дослужиться до подполковника. В 1994 году Карват по собственному желанию прибыл в Беларусь для ведения службы, уволившись из Российской армии, и был назначен начальником воздушной подготовки 61-й авиабазы (Барановичи). Во время тренировочного полёта на Су-27 23 мая 1996 года у самолёта отказало управление. Карват отвёл падающую машину от жилых построек, но катапультироваться не успел. 21 ноября 1996 года ему было присвоено звание Героя Беларуси. Это было первое в истории награждение этим орденом. До сих пор Корват остаётся единственным не гражданским, удостоенным этого звания.


8. Из Арабовщины к намеченной цели, отмеченной памятником «Три креста», я пошёл не прямой дорогой по краю поля, а через лес, надеясь найти ещё какие-нибудь сооружения. Я шел по разбитой дороге. В глубине чащи меня обогнали два дедка на тракторе с прицепом, проехали дальше. В какой-то момент дорога почти пропала, скрывшись в густой траве, обильно покрытой росой. Я всё больше удалялся от цели.


9. Но внезапно в окончательной глуши я натолкнулся на тот самый проехавший мимо трактор, который на одной колее уже как-то умудрился развернуться. Дед сказал, что дальше завал из деревьев, пройти нельзя, и предложил подкинуть меня до памятника. Я сел на прицеп, на самом деле представлявший собой железный каркас с колесами и парой старых досок сверху. Десять минут на такой тачанке по ухабистой лесной дороге - это незабываемая поездка, скажу я вам! Я смог достать аппарат и сделать пару кадров.


10. Вот я и у памятника. Его происхождение до сих пор точно не установлено. Возможно, железобетонный монумент установили поляки в память о «трёх великих походах на восток», а может быть посвящён погибшим здесь в 1916 году немцам.


11. Поляки разделили укрепления на восточной границе на шесть участков: «Вильно», «Лида», «Барановичи», «Полесье», «Волынь» и «Подолье». Памятник находится в районе «Торчицы» участка «Барановичи».


12. Углубившись в лес, мне довольно быстро попались остатки немецкого убежища времён Первой Мировой.


13. Пройдя чуть дальше, я понимаю, что достиг цели. В склон холма врезана полноценная огневая точка. Это левый дот польской боевой группы «Крепость». За информацию об объекте скажем спасибо Максиму Тарналицкому. Его же репортажем я вдохновлялся при написании комментариев к фото.


14.


15. Внутри очень тесный каземат на три амбразуры. Белёные стены, противооткол на потолке.


16. Из стен торчит специальная арматура для крепления установки.


17. От входа с улицы налево - вход в боевой каземат, а вот направо уходит низкий коридор. Это сооружение состояло явно не из одного дота.


18. На самом деле это немецкая позиция времён Первой Мировой войны. На схеме старые немецкие доты помечены чёрным, а достроенные поляками части - серым. Показанные на схеме внизу два дота я посетил на обратном пути, но о них дальше.


19. Ко второму доту ведёт пятнадцатиметровый коридор, в середине которого - выход на улицу, заботливо кем-то укреплённый.


20. Средний дот самый маленький, на одну амбразуру. На наружной стене имеется надпись «Jasia», что переводится как «новогодний подарок».


21. Рядом с дотом есть ещё один выход. Снаружи видна стена потерны, которая правее дота делает поворот. Слева из земли торчит сквозник дота.


22.


23. До следующего дота десять метров потерны.


24. В конце коридора - проход в обширный каземат без бойницы, только с вытяжкой в потолке. Здесь явно произошёл взрыв, противооткол с потолка украден.


25. За ним следующий каземат - боевой. Эта часть укрепления достроена поляками в 1930-е годы.


26. Напротив амбразуры - колодец наблюдательного бронеколпака. Самого колпака, естественно, давно нет.


27. Последнее помещение - каземат немецкого дота на три амбразуры.


28. На стенах тяжёлые повреждения, хотя боевых действий здесь не велось.


29.


30. На польской пристройке видна трудночитаемая надпись ««Twierdzą nam będzie każdy próg» - «Крепостью нам будет каждый порог».


31. Это строчка из патриотической песни «Клятва», написанной против онемечения поляков в 1901 году.


32. Удачная фраза эксплуатировалась не один раз. Вот она на плакате, призывающем к сопротивлению агрессии со стороны Советской России.


33. Бойница польской пристройки.


34. Стена старого немецкого дота.


35. Уже на обратном пути, на склоне холма, поросшего лесом, мне попались два немецких дота.


36. Мрачное сооружение среди прекрасной природы кажется вполне уместным.


37.


38.


39. Внутри тесный каземат, опять же, на три пулемёта.


40. В двух шагах - второй дот. Он плохо заметен, его бойницы глядят в чащу.


41.


42. На стене - надпись «Сталин», явно старых времён.


43. Весь лес в округе пересечён старыми заплывшими окопами. Где-то в конце траншей есть и другие сооружения, но до них я не дошёл.


44. На остановку я вернулся как раз вовремя: началась гроза. Накупив по традиции сосисок в сельмаге, в ожидании автобуса я накормил местных собачек.
Современной Беларуси не нужны польские и немецкие доты. Их зачастую взрывают, растаскивают на металл. Хочется надеяться, судьба пощадит группу «Крепость», чтобы когда-нибудь она стала мемориалом. Впрочем, в ближайшие годы этого не предвидится.


Ссылки по теме:
Репортаж на сайте Максима Тарналицкого
Статья Ежи Садовского «Baranowicka „Twierdza”»
Википедия о Карвате
Tags: 2012, 550d, abandoned, fortress, Белая Русь, Белая Русь/Берасцейшчына, Падарожжа дылетанта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Вуппертальская» подвесная дорога в Дрездене

    В прошлый раз я показывал Дрезденский фуникулёр, расположенный в районе Лошвиц. Однако, совсем рядом с ним есть вторая транспортная система, гораздо…

  • Дрезденский фуникулёр

    В одном из окраинных районов Дрездена ‒ Лошвице, склон берега Эльбы такой крутой, что там было построено сразу два фуникулёра: классический рельсовый…

  • Три замка над Эльбой

    Эльбские замки — это три роскошные виллы, расположенные на высоком правом берегу Эльбы в Дрездене в районе Лошвиц, примерно в трёх километрах от…

promo deletant december 27, 2018 01:02 42
Buy for 20 tokens
Друзья, как вы уже наверное знаете, сейчас я активно участвую в очень важном для истории нашей авиации проекте: возрождение музейного самолёта Ил-18 СССР-75737. Самолёт находится в Монинском музее ВВС и сильно пострадал от вандалов и пожара в 1990-2000-х годах. Нами уже проделан колоссальный объём…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • «Вуппертальская» подвесная дорога в Дрездене

    В прошлый раз я показывал Дрезденский фуникулёр, расположенный в районе Лошвиц. Однако, совсем рядом с ним есть вторая транспортная система, гораздо…

  • Дрезденский фуникулёр

    В одном из окраинных районов Дрездена ‒ Лошвице, склон берега Эльбы такой крутой, что там было построено сразу два фуникулёра: классический рельсовый…

  • Три замка над Эльбой

    Эльбские замки — это три роскошные виллы, расположенные на высоком правом берегу Эльбы в Дрездене в районе Лошвиц, примерно в трёх километрах от…