?

Log in

No account? Create an account

deletant

Прогулки с дилетантом

Я покажу вам всё, что видел сам


Previous Entry Share Next Entry
Хроника реставрации Ту-95МС в монинском музее ВВС
deletant
Уже прошло два года, как я перестал систематически ходить на заброшенные объекты («совершать залазы», на специальном сленге), а все свободные субботы стал проводить в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино.

Первый раз после очень долгого перерыва я приехал в Монино в 2012 году, сделав в ЖЖ большой обзор экспонатов. В 2013 году посетил организованный волонтёрами День открытых дверей, написав посты о Ту-114 и Як-40, В-12 и Ту-144. В 2014 году я вступил в волонтёрское движение и сам начал участвовать в ДОДах. Наконец, в начале 2015 года я решился взять под свою «опёку» один из экспонатов - ракетоносец Ту-95МС. Самолёт, мягко говоря, не самый маленький, но задача привести его в порядок упрощалась потому, что до 2012 года борт служил учебным пособием и сохранился вполне прилично. К тому же, работы в основном концентрировались вокруг весьма компактной пилотской кабины.

Сейчас проект по Ту-95МС фактически завершён, и работы ведутся лишь изредка, по мере необходимости. Экспонат находится в состоянии постоянной готовности к приёму посетителей, а я работаю над другими волонтёрскими проектами.





Про историю и особенности монинского экземпляра Ту-95МС можно почитать в этой статье.

1. Так выглядела кабина самолета в 2013 году, когда её посещал igor113. Что-то разбросано, замусорено, кое-чего не хватает.


2. Перед передачей в музей военные удалили множество блоков оборудования, поэтому повсюду торчали обрубленные жгуты проводов.


3. В конце февраля 2015 года мы с Романом начали первые работы в самолёте. Начали с простого - установили недостающие светофильтры и вентиляторы, которые нашли в волонтёрских запасах.


4. В 2014 году бригаде Ту-144 удалось договориться с ОАО «Туполев» о ремонте носовых радиопрозрачных обтекателей Ту-95МС и Ту-22М3. 28 марта 2015 года мы сняли обтекатель и чуть позже отправили его в КБ. Нос самолёта завесили старым куском брезента.


5. Памятное фото на фоне снятого обтекателя вместе с бригадой Ту-144. К тому времени ко мне присоединился Юлий (он в капюшоне). Его с сыном ещё в 2014 году направляли на уборку в кабине Ту-95МС, поэтому он с радостью стал помогать в дальнейших работах.


6. В тот же день мы с ребятами проинспектировали технические отсеки в фюзеляже самолета. При демилитаризации военные вырезали отсюда всё что смогли.


7. Следующим этапом стала уборка. 18 апреля Катя и Юля полностью пропылесосили все уголки кабины.


8. Перед началом работ было ощущение, что ковровое покрытие кабины испорчено и его надо полностью менять. После уборки вернулся первоначальный изумрудный цвет, и оставалось только приклеить ковёр в тех местах, где он был оторван. Что и было вскоре проделано.


9. Много лет не стиранные шторки (которых в кабине шесть штук) из голубых стали желтоватыми. Одной стирки хватило, чтобы вернуть им исходный цвет. Заодно пришлось пришить оторванные петельки.


10. Ещё одну проблему составляли брезентовые чулки на рулевых колонках. За годы обучения курсантов они истрепались до дыр. Я демонтировал их и отдал в швейную мастерскую у дома, где мне изготовили копии, но уже из долговечного чёрного кожзама.


11. Затем в нижнюю часть чулков я вставил люверсы, и прочной капроновой нитью пришил к пьедесталу.


12. Кабина наконец приобрела более-менее ухоженный вид и стала готова к приёму посетителей на ДОД.


13. Куда более сложной задачей стала подготовка трапа. Вход в самолёт находится на довольно приличной высоте, но имеющиеся в музее аэродромные стремянки для доступа посетителей по разным причинам не подходили. Штатная стремянка пребывала в ангаре в довольно унылом виде, грязная и сломанная. Ввиду отсутствия перил пускать по ней посетителей (особенно с детьми) было опасно.


14. Дорабатывать трап мне помогал мой тогдашний студент Олег. Мы отремонтировали сломанный узел, а из квадратного стального профиля собрали перила. Вес стремянки увеличился, но перила придали ей дополнительную прочность.


15. Перед самым 9 мая я наскоро покрасил перила краской из баллончика.


16. В тот же день самолёт принял первую группу экскурсантов, случайно гулявшую в этот день по музею.


17. Так как у экспоната до сих пор нет собственной информационной таблички, я специально для ДОДов изготовил плакат. На нём изложена история создания типа, генеалогическое древо основных модификаций, сравнение с аналогами, чертежи, фото кабин и даже случайно найденная на просторах интернета карикатура. При нажатии на картинку она откроется в большом размере.


18. 9 мая 2015 года самолёт впервые открылся для посетителей в рамках бесплатной экскурсии. Надо было только отстоять очередь.


19. Так как размеры кабины сильно ограничены, посетителей мы пускаем группами по 2-4 человека, давая на осмотр и фотографирование 3 минуты.


20. С первого дня мы начали вести журнал отзывов. Интересно, что среди первых посетителей оказались члены семьи Дмитрия Александровича Антонова - главного конструктора Ту-95МС.


21. 16 мая и 6 июня два Андрея и Саша помогли мне докрасить стремянку уже окончательно.


22. 23 мая волонтёр Алексей, занимающийся реставрацией американского вертолёта Vertol-44, помог мне загерметизировать протекающий аварийный люк в крыше кабины. Тогда мы не занялись вплотную этим люком, что имело печальные последствия.


23. Тем временем, Олег Гаврюшенко добыл для нас семь списанных чехлов от парашютных систем, которые размещаются в креслах Ту-95 на случай экстренного покидания кабины. Вместо парашютов мы вставили поролон, и все кресла в кабине приобрели вид точно как на боевых самолётах.


24. 12 июня 2015 года самолёт снова участвовал в Дне открытых дверей.


25. 20 июня вернулся отреставрированный носовой обтекатель РЛС, и спустя некоторое время мы решили вернуть его на законное место.


26. Обтекатель крепится по всему периметру на большом количестве винтов. Чтобы свести между собой маленькие отверстия, пришлось попотеть, ведь обтекатель гибкий и легко деформируется.


27. Через неделю мы продолжили приводить в порядок внешний вид самолёта - покрасили чёрную антибликовую полосу перед лобовым остеклением.


28. Эта полоса нужна для того, чтобы пилотов не слепили солнечные лучи, отражающиеся от алюминиевой обшивки носовой части. За годы стоянки краска частично облезла, частично вздыбилась. За один субботник мы зачистили и покрасили нос самолёта автомобильной эмалью. При этом, правда, не соблюли технологию (предварительно не загрунтовали поверхность), но это выяснилось позже. Зато самолёт начал выглядеть так, как подобает гордости отечественной Дальней авиации.


29. 16 августа мы снова открыли самолёт для посещения. На фото виден ещё один экспонат, с которым посетители могли познакомиться посетители.


30. Это бортовой аварийный самописец (чёрный ящик) МСРП-12-96, даже с сохранившейся магнитной лентой. На такой самописец записываются параметры полёта: скорость, высота, перегрузка, отклонения элерона, руля высоты, руля направления и т.д.


31. В кабине тоже появились небольшие «фишки»: присланные из Америки фотографии перехвата Ту-95РЦ истребителями НАТО и случайно найденный Сашей в завалах железа пилотский писсуар.


32. Книга отзывов пополнялась новыми записями.


33. После ДОДов решили ещё одну небольшую проблему, связанную с солнцезащитной шторкой центральной секции лобового стекла. Она, в отличие от всех остальных шторок, открывается с помощью специального тросика, проложенного в тонкой трубке сложной конфигурации, уходящей за приборную панель. На тросик была намотана пружинка, раскрутившаяся внутри трубки и заклинившая тросик. В результате пришлось снимать трубку целиком, делать разрезы чтобы достать пружинку, и заменить тросик капроновой нитью.


34. Еще один субботник мы с Юлием и его сыном потратили на то, чтобы посадить на место и прикрутить лючки в носовой части самолёта. Некоторые из них пришлось и подрихтовать. Щели были такие, что внутрь носовой части постоянно попадала вода.


40. В октябре 2015 года нас постигла беда. Открыв самолёт, мы обнаружили, что мародёрам удалось его вскрыть аварийный люк и проникнуть внутрь. Приборное оборудование кабины понесло потери. Не фатальные, но достаточно неприятные. Пришлось срочно ремонтировать люк и как следует его герметизировать.


41. Сразу занялись поиском недостающего. Нам удалось купить несколько приборов и неисправных авиационных часов АЧС. В результате кабина была полностью укомплектована АЧСами, а ведь их 6 штук, у каждого члена экипажа.


42. Удалось найти и то, что было снято с самолёта ещё до передачи в музей: два блока текстовых сообщений СЧ-38М и индикатор СЗМ-5.


43. После установки этих блоков, место бортрадиста стало полностью комплектным. Чёрный чехол имитирует специальную машинку для шифрования данных.


Чтобы добыть недостающее оборудование, до сих пор используемое на боевых Ту-95 и Ту-142, от имени музея были отправлены письма командующим ВВС и Дальней авиации. К сожалению, ответов мы не получили, военные нам помогать не захотели. Главком ВВС Бондарев после этого «засветился» в истории с «переездом» музея в парк «Патриот», и мы перестали надеяться на помощь со стороны Минобороны.

44. Три из пропавших панелей оказались специфическими для опытных самолётов КБ Туполева, они ставились на многие самолёты первых серий. Так как найти замену в обозримой перспективе не представлялось возможным, я решил заменить их макетами. Сделал в CorelDRAW модели, заказал в типографии распечатку на пластике, установил кнопки и тумблера. За помощь в изготовлении макетов спасибо Александру Власову и ООО «Стикер Ру».


45. В апреле 2016 года я установил макеты на штатные места, от оригинальных они практически неотличимы.


46. А в феврале 2016 года нас ждал очередной сюрприз: мародёры возвращались и снова пытались попасть в самолёт. Пришлось нам с Олегом заново устанавливать заглушку, защищающую люк от воды.


47. Когда залезали на самолёт, обнаружили, что прошлогодняя антибликовая полоса начала облезать. Придётся ею заниматься.


48. 9 мая 2016 года самолёт снова принимал гостей.


49. В соцсетях появились фото посетителей за штурвалом легендарной машины.


50. 14 мая впервые с начала работ удалось подкачать колёса. Розетка довольно далеко от самолёта, поэтому компрессор соглашается работать далеко не с каждым удлинителем.


51. Результат налицо. Это колесо основной стойки шасси. Как выяснилось, я сделал это очень вовремя. По случаю намечавшегося приезда Шойгу военные перекатили самолёт на пару десятков метров вперёд (таково было требование ФСО).


52. 4 июня Олег и Володя загрунтовали антибликовую полосу там, где отслоилась краска. Работа над ошибками, что поделаешь.


53. 12 июня на новом месте мы провели очередной ДОД.


54. Очередные фото из соцсетей посетителей.


55. Был найден аутентичный шлемофон, предоставлявшийся всем посетителям для фотографирования.


56. Кроме того, кабина пополнилась заправленным углекислотным огнетушителем и кипятильником КУС-200. Для обозначения места, где в боевых самолётах стоит химический туалет, был поставлен унитаз, добытый при разборе Ил-18 в Жуковском.


57. 25 июня дождливое лето наконец подарило почти сухую субботу, и удалось покрасить антибликовую полосу. Посмотрим, как она переживёт следующую зиму.


58. 18 августа Павел аэродромным тягачом КрАЗ вернул самолёт на исходное место.


59. 21 августа под самолётом вновь собрались любители авиации.


60. Каждому были предоставлены его три минуты в кабине Ту-95МС.


61. Руководство по достоинству оценило мои труды, к 58-летию музея директор наградил меня грамотой в числе других активных участников волонтёрского движения.


62. А мне бы хотелось поблагодарить тех, кто помогал мне восстанавливать Ту-95МС: Рому, с которым мы начинали работы; Юлия, Володю, Олега и Алексея, с которыми продолжали и организовывали показы на ДОДах; Гаджи и Сашу, активно помогавших с покраской и не только; Дмитрию с Ту-144, постоянно оказывавшему поддержку проекту; Олегу, добывшему для нас парашютные чехлы; Сашу и двух Андреев, покрасивших стремянку; Фёдора, до последнего пытавшегося оживить генератор, чтобы накачать колёса; Машу, Катю, Юлю, Иру и Настю, занимавшихся уборкой в кабине перед ДОДами. Конечно, нашему куратору от музея Александру Васильевичу Санникову и ещё многим другим, помогавшим проекту всё это время, в том числе во время показов экспоната посетителям.


Использованы фото А. Почерникова, В. Струц, А. Сорокиной, В. Кудрявцева, А. Журавского.
Источники остальных фото: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


promo deletant декабрь 27, 01:02 42
Buy for 20 tokens
Друзья, как вы уже наверное знаете, сейчас я активно участвую в очень важном для истории нашей авиации проекте: возрождение музейного самолёта Ил-18 СССР-75737. Самолёт находится в Монинском музее ВВС и сильно пострадал от вандалов и пожара в 1990-2000-х годах. Нами уже проделан колоссальный объём…

  • 1
Ты большой молодец, такую титаническую работу проделать! И все вы большие молодцы!

С охраной конечно беда.

Сейчас уже нет. Руководство музея приняло меры.

Да руки поотрывать тем уродам, можно ещё и голову, на всякий случай.
Скажите, а что за история с «переездом» музея в парк «Патриот»? Хотелось бы узнать подробней.

Восторг!


А когда очередной ДОД?



Edited at 2017-01-25 02:38 pm (UTC)

Спасибо. Большое


Респект и уважуха.


Какие же вы молодцы! Мой отец одно время работал на сборке Ту-95 в Куйбышеве, а товарищ отстреливал кормовые пушки 95-х, прилетавших в Куйбышев на регламент.

Мир оказался тесен. Катя - это моя племянница, Юля ее лучшая подруга.

Ого, ничего себе)))
Катя у нас в лаборатории диплом готовила)

Большое спасибо за восстановление

Вот где запчасти нужно брать, военный аэродром Кипелово.
Вот альбомчик ребят, там несколько фоток внутренностей, похоже списанной машины. https://vk.com/wall72993431_650


Edited at 2018-01-21 10:08 pm (UTC)

  • 1