Фотопрогулки с дилетантом (deletant) wrote,
Фотопрогулки с дилетантом
deletant

Category:

Брестская крепость // Западный форт

Всем, кто хотя бы поверхностно знает историю обороны Брестской крепости, хорошо знакомо словосочетание «Восточный форт» - место наиболее ожесточённых боёв, под командованием майора П. М. Гаврилова. Всего в крепости таких «фортов» было два, но Западным немцы овладели в первый же день войны. Это не помешало ему сыграть своего героического «собрата» в фильме «Брестская крепость». Сейчас Западный форт полностью заброшен, можно подробно его рассмотреть и попытаться найти надписи, оставленные на его стенах в XIX веке.





1. Западный и Восточный форты - отдельно стоящие укрепления в форме редюитов, построенные по проекту Э. И. Тотлебена в 1864-1868 годах на самом обширном из укреплений крепости - Кобринском. Наименование «форт» намертво прилипло к ним в XX веке, хотя фортами в полном смысле эти укрепления не являются.


2. Западный форт состоит из центрального вала в форме подковы, окружённого сухим рвом с контрэскарпом.


3. В центральном валу скрывается двухэтажная казарма на 28 казематов, разбитая на две части, между которыми находится цейхгауз (кладовая для оружия и амуниции). По краям вала расположены отдельно стоящие пороховые погреба. Четырьмя потернами казарма связана с контрэскарповой галереей, причём две потерны имеют выходы в сухой ров. Контрэскарповая галерея оборудована восемьюдесятью казематами, связанными между собой по принципу анфилады. С тыла вход во двор и ров форта был перекрыт каменной стеной. Восточный форт повторял строение Западного, но имел немного другую форму.


4. Так редюит выглядел с дирижабля в 1915 году.


5. А так - летом 1941 года.


6. До сегодняшнего дня укрепление сохранилось почти в первозданном виде.


7. Сравнение чертежа и современного панорамного фото. Двухэтажная казарма разбита на две части, между которыми располагается цейхгауз.


8. Так выглядит сегодня центральный вал. На его вершине хорошо виден земляной бруствер для укрытия пехоты и артиллерии. Высота вала больше, чем у внешнего обвода крепости (прослеживается на заднем плане), поэтому с вала редюита можно было вести огонь за пределы крепости.


9. За валом лежит сухой ров с контрэскарпом, имеющим меньшую высоту.


10. По всему периметру рва проходит оборонительная контрэскарповая галерея с толстыми кирпичными стенами.


11. По краям центрального вала спрятаны небольшие пороховые погреба.


12. Вход в основное помещение каждого погреба перекрыт стеной с окошками различной формы.


13. Внутри погреб представляет собой небольшое помещение с круглым сводом.


14. Справа от казармы виден вход в цейхгауз.


15. Это обширное арочное помещение. В потолке сделано отверстие для доставки боекомплекта непосредственно на вал.


16. В казарме первоначально располагался личный состав укрепления, были пекарня, кухня и столовая.


17. Стены казармы не имеют большой толщины, она не была предназначена для ведения боя.


18. Внутрь ведут дверные и оконные проёмы обычного размера.


19. До 2006 года западная часть Кобринского укрепления была занята артиллерийской частью, использовавшей форт в качестве склада. С тех пор сохранилась небольшая эстакада для доставки грузов на второй этаж казармы.


20. Внутри казармы сохранилась изначальная кирпичная лестница.


21. В одном месте часть свода была разрушена для строительства новой лестницы.


22. Казематы казармы похожи один на другой.


23.


24.


25. На стене кинокритики из средней школы ведут дискуссию о современном кинематографе.


26. Все казематы соединены между собой в анфилады.


27. В местах излома казармы коридор между казематами плавно изгибается.


28. На полу сохранилась плитка разных эпох.


29.


30.


31.


32.


33. В одном из казематов первого этажа в послевоенное время располагался гараж, где загорелись горюче-смазочные материалы.


34. От высокой температуры оплавился кирпич сводов.


35. Для ремонтной ямы в гараже военные использовали две стальные балки, 1915 и 1942 годов выпуска.


36. В четырёх местах казармы начинаются потерны к контрэскарпу.


37. Каждая потерна представляет собой длинный коридор в валу.


38. Две потерны оборудованы выходами в сухой ров. Они примыкают к коридору слева и справа.


39. Когда-то входы закрывались мощными дверями, от которых остались только петли.


40. Сами выходы в послевоенное время были заложены кирпичом и засыпаны.


41. Проходя через сухой ров, потерна становилась капониром со множеством бойниц.


42. Бойница.


43. Когда редюит приспосабливали под склад, для удобства транспорта центральные части всех капониров разобрали.


44. Это не страшно, ведь в Восточном форту ни один из капониров вообще не сохранился.


45. На кирпичах капонира - автографы служивших здесь солдат.


46. Большинство окон и дверей в галерею были проделаны в ней позже, при размещении складов.


47. Сейчас ров сильно зарос деревьями.


48. Внутрь галереи можно попасть через многочисленные пронумерованные входы.


49.


50.


51. Вид одного из казематов с разобранной внешней стеной.


52. Анфилада казематов тянется насколько хватает глаз.


53. Некоторые казематы сохранились в первоначальном виде.


54. Здесь заканчивалась одна из потерн.


55. Там, где контрэскарп изламывается, связывающий казематы коридор изгибается.


56.


57.


58. В советское время коридор во многих местах был заложен.


59. Но кое-где на стенах под слоями побелки сохранились старые надписи.


60.


61. Рисунки солдата Малиновского.


62. В одном из казематов сохранились надписи солдат царской армии.


63. На левом снимке ясно читается «Михаилъ Красновъ, 1894». Большинство дат на стенах этого уникального каземата начинаются цифрами 18**.




Также рекомендую ознакомиться с записями:
Крепость Свеаборг Бобруйская крепость Мирский замок
Tags: 2006, 2011, 2014, 550d, abandoned, architecture, fortress, Белая Русь, Белая Русь/Берасцейшчына
Subscribe
promo deletant december 27, 01:02 42
Buy for 20 tokens
Друзья, как вы уже наверное знаете, сейчас я активно участвую в очень важном для истории нашей авиации проекте: возрождение музейного самолёта Ил-18 СССР-75737. Самолёт находится в Монинском музее ВВС и сильно пострадал от вандалов и пожара в 1990-2000-х годах. Нами уже проделан колоссальный объём…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments